Можно обратить внимание, что некоторые люди обеспечены всеми благами внешнего уровня: у них есть семья, внешнее положение, деньги, устраивающий их круг общения, друзья, — но, тем не менее, они не ощущают свою жизнь полноценной, не умеют радоваться жизни. Другие имеют намного меньше, однако, воспринимают свое существование как радостное. С чем связано ощущение счастья или его отсутствие? Внешние причины счастливого самочувствия могут быть самыми разными, но основными всегда будут причины внутренние, ведь счастье — это в первую очередь чувство, ощущение, настроение, определенный способ видения мира. Вещи внешнего мира могут помогать человеку вырабатывать «вещество счастья», придавать жизни комфорт, красоту и покой. Передвигаясь на хорошей машине, проще почувствовать удовольствие от езды, чем находясь в переполненном метро. Хороший ужин больше способствует позитивному, оптимистическому взгляду на мир, возможности радоваться жизни, чем пустой желудок. Однако способность испытывать счастье — прежде всего внутренняя способность. Единственный постоянный источник счастья находится внутри человека. Иногда и без всяких явных внешних причин на нас нисходит ощущение тайны, красоты и гармонии жизни как таковой, мы чувствуем себя наполненными энергиями любви и мудрости. В такие моменты мы благодарны судьбе за то, что у нас есть, за то, что нам довелось испытать, готовы с доверием принять любое будущее, радуемся жизни. Такие состояния принято называть возвышенными: испытывая их, мы как бы перерастаем сами себя, наслаждаемся своим участием в божественной игре, радуемся тому, что есть, оставляя недовольство и неблагодарность в стороне. Потому эти два понятия – счастье и радость немыслимы друг без друга - счастье предполагает радость, а радость переживание счастья.
Практика: 1. Вспомните ощущение счастья, которое вы когда-либо испытывали. Попробуйте представить, из какой части вас пришло это переживание. Вы обязательно увидите, что оно пришло изнутри. Есть некая кладовая счастья, неиссякаемый источник счастья, открыв который, человек становится счастливым. Нужно лишь найти подходящие ключи. Ими может стать живое и яркое воспоминание ощущения счастья и перенос его в настоящее. 2. Поймите, что главное в счастье — внутреннее ощущение, внешние обстоятельства лишь дают ему проявиться. Счастье — это океан, скрытый внутри вас, а внешние обстоятельства — каналы, по которым океан изливается в нас. Этим каналом может быть также сам настрой на счастье.
Бескорыстная радость
Радость тоже может быть привычкой — неувядающей, не застывшей и свежей. Можно получать радость от самых незначительных вещей, от самых пустяковых событий. То, что в сознании одного остается бросовым материалом, ненужным грузом, для другого может стать сокровищем, вызывающим радость, — облако неожиданной формы, улыбка друга, забавно одетый прохожий. В чем-то люди, чьей привычной реакцией стала радость, похожи на детей: любое самое мелкое в глазах взрослого человека событие они используют, чтобы порадоваться. Сама способность радоваться связана с таким качеством, как открытость миру и людям, с умением бескорыстно воспринимать внешние события, не замыкаясь на своем внутреннем мире — своих интересах, мыслях и проблемах. Современное общество больше поощряет рациональный тип поведения, ориентированный на личную выгоду. Мы больше реализуем наше взрослое начало, часто не давая проявиться внутреннему ребенку. К сожалению, часто это связано с утратой способности радоваться жизни. Мы приучены получать удовольствия — индустрия удовольствий поставлена в современном обществе на поток, — но не всегда умеем радоваться этим удовольствиям. Когда мы воспринимаем мир, исходя из головы, из интеллектуального расчета, из соображений выгоды, из ориентации на результат, а не на процесс, краски его несколько меркнут, он утрачивает для нас свою первозданность и красоту. Мы часто пытаемся чего-то добиться и радость свою связываем только с достижением некого результата, переносим ее на потом, на будущее. Однако достигнутый результат часто не приносит желаемого ощущения счастья, наоборот, оставляет в душе ощущение неудовлетворенности и неполноты — в напряженной, сопровождаемой аскетическим поведением, погоне за целью мы можем попросту утратить способность быть счастливыми.
Практика: 1. Попробуйте проследить, как часто вы испытываете положительные эмоции. По каким поводам это происходит? Как часто они связаны с вашей выгодой или с каким-то результатом? Попробуйте фиксировать ваши наблюдения в течение нескольких дней. 2. Попробуйте научиться радоваться жизни не «потому что», а «просто так», наслаждаться процессом. 3. Попробуйте сознательно радоваться тому, что вы двигаетесь, дышите, работаете, отдыхаете, смотрите, слушаете, — любым естественным жизненным процессам.
Тропы привычек
Каждый день мы вольно или невольно развиваем в себе определенный настрой, определенный способ восприятия мира. Если мы склонны тревожиться и достигать каких-либо целей в тревоге, то мы развиваем в себе тревожность. Если мы позволяем себе лениться, то мы не просто ничего не делаем в данный момент, но развиваем в себе лень. Если мы пытаемся работать и поддерживать себя при этом в радостном тонусе, то мы развиваем в себе привычку радоваться жизни в процессе работы. Каждый день своим поведением — автоматическим или сознательным — мы прокладываем новые тропы или набиваем старые, работаем на развитие определенных тем и настроений в своей жизни. Когда мы чувствуем жизнь как некий процесс, хотя бы отчасти управляемый нами, то само ощущение того, что он движется в желательном для нас направлении, может приносить радость.
Практика: 1. Составьте список хороших привычек, которые служат вашей цели и способствуют радости. Культивируйте их: они создают условия для приближения счастья. 2. Составьте список своих плохих привычек, которые отодвигают вас от желаемого и вызывают ваше недовольство собой. Поэтапно начните работать с ними, отслеживать и пытаться не идти за ними. Главное — выявить врага и понять его опасность, а избавиться можно со временем от всего. Голова мешает радости
Не так давно у меня на консультации была женщина-бизнесмен. Она обладала многими жизненными благами — о таких говорят, что они «имеют все». Муж, дети, прекрасная работа, деньги, возможность отдыхать несколько раз в году на модных мировых курортах... Тем не менее, она пришла с жалобой на то, что утратила способность радоваться жизни. Ее внутренние ощущения как бы притупились, и самые экзотические вещи казались обыденными, истертыми и потрепанными. Она перепробовала многие внешние средства, пытаясь пробудить в себе ощущение полноты жизни: заводила любовников, баловала себя подарками, ходила на разные семинары и курсы, но ничего не выводило ее из равнодушного, внутренне инертного состояния. Когда мы начали с ней работать, то с помощью специальных психологических тестов выяснилось, что эмоциональные центры ее действительно работают не в полную силу, а большая часть ее восприятия мира, ее внимания находится в голове. Наша совместная работа строилась на том, чтобы раскрыть эмоциональный центр, научиться смещать центр своего осознания в сердце. Только так — научившись отказываться от головы, научившись воспринимать мир через сердце, — можно прийти к настоящей радости, к свежим эмоциям, без ложных ожиданий и надежд на будущее. Кант в своей работе «Критика чистого разума» показал, что Бога с помощью ума невозможно ни познать, ни достигнуть. Умом можно доказать бытие Бога, но не приблизиться к нему. Счастье и радость — это явление силы создателя. Ум может помочь найти пути к счастью, но дойти до него умом нельзя. Без восстановления способности радоваться, получать удовольствие от того, что есть, и быть благодарным за это Творцу, внутренний успех просто не может быть достигнут, несмотря на все внешние достижения. Современная цивилизация с ее прагматическими потребностями и ориентация на ее ценности делает наш взгляд как бы зашоренным, перед ним часто оказывается только узкий коридор, огражденный забором, отделяющим нас от целого. Наше внимание сосредоточивается только на том, что ему полезно, вне его фокуса остается большая часть мира, о которой мы даже не помним. В эзотерических учениях есть такая мистерия — «Усекновение главы». Человек в процессе ее растворял ощущение разума, головы, в ощущении сердца, души. Разум переставал действовать как отделенный командный пункт, размывался и растворялся. Человек учился принимать решения с помощью интуиции своего проснувшегося сердца. Способность радоваться всегда подразумевает некий момент соединения, а не отделенное, самоощущение. Нужно снова и снова раскрывать свои глаза, учиться бескорыстному наблюдению мира, осознанию его существования — в непрекращающемся движении, в непрерывном изменении, в танце калейдоскопа.
Практика: 1. Представляйте себе, что центр вашего восприятия находится в сердце. Это ваш интуитивный ум, который всегда принимает верные решения. Попробуйте, отвечая на какие-то жизненные вопросы, выдавая реакции, действовать, руководствуясь сердцем, сохраняя ощущение его, как некой точки, излучающей тепло. 2. Всякий раз, когда у вас возникают сомнения, внутренний диалог, умственная суета, «паника мозга», останавливайте себя и входите в состояние ментальной паузы: умственной пустоты, когда работает сердечный центр, а мозг отключен. 3. Ограничьте сферу действия ума. Помните, что ум хорош, как слуга, при решении жизненных проблем, но он не нужен для ощущения счастья. Когда вы начинаете на себя давить или схематизировать свои чувства, вы попадаете под власть своего ума, а он плохой начальник.
Все что ни делается, делается к лучшему
Для того чтобы радоваться жизни, нужен запас сил, ощущение себя в хорошем физическом тонусе. Не зря Лев Толстой определял счастье как физическое здоровье и отсутствие угрызений совести. В погоне за внешними достижениями люди забывают восстанавливать свое здоровье, теряют свою внутреннюю целостность. Попав в обстоятельства, которые их не совсем удовлетворяют, люди часто забывают обо всех своих возвышенных стремлениях и целиком переключаются на суету, недовольство и раздражение. Они отвергают предложенные события, активно пытаясь давить на обстоятельства. Обстоятельства же подобны пружине: если на нее оказывается давление, то до какой-то степени она уступает, но потом обязательно распрямляется, резко и сильно. Альтернатива такому поведению — первоначальное установление внутреннего контакта с обстоятельствами, которые нас не устраивают, но, тем не менее, существуют. Очень важно настраивать себя на благодарность к любому материалу, который дается жизнью, на радостное проживание ее времени. Только испытывая такое состояние можно подумать о том, что еще можно дополнить и изменить, запретив себе впадать в спешку и в суету. Такой тип поведения более способствует и внешнему успеху, и внутренней гармонии.
Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ: — Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
Многие люди не понимают, зачем нужно настраивать себя на благодарность, видят в этом старомодный сентиментализм и искусственность, тем более что благодарить, оказывается, нужно прежде всего судьбу и творца. Акт принесения благодарности за сложившиеся обстоятельства — это одновременно и фиксация того, что есть, полноценное переживание жизненного материала и закрепление благоприятных тенденций в своей жизни, это один из верных способов вернуть способность радоваться жизни. Благодарностью мы пропитываем то, что есть, энергией Бога и имеющееся присутствует в максимально реализованном виде. Если благодарность не приносится, то внешние обстоятельства как бы не проживаются сполна. Как если бы человек пришел на обед и постоянно требовал бы сменять блюда, даже не прикасаясь к ним. Если мы требуем успеха, не сжившись в благодарности с настоящим, то успех или не приходит, или, приходя, уносит то хорошее, что у нас есть на сегодняшний день, происходят потери. Количество благоприятных обстоятельств вокруг человека не безразмерно.
Практика: 1. Очень часто в молитвах мы просим о чем-либо Высшие силы, забывая о другом типе молитвы: о молитве благодарности. Настраивайте себя на приятие мира, на благодарность за то, что он есть, на радость за то, что вы есть в нем. Нигилистическое мировоззрение резко понижает способность к ощущению счастья. Составьте для себя молитву благодарения и повторяйте ее, начиная и заканчивая день, иначе Высшим силам придется посылать вам несчастья, чтобы установить связь с вами. 2. Когда вы действуете в мире, старайтесь как можно шире представлять себе поле своих возможностей, идей, решений. Старайтесь вместить себя как можно больше, максимально расширить свое сознание и спектр возможного и доступного. Во всех ситуациях тренируйтесь в этом. Особое восприятие мира
Старый пес, увидев щенка, гоняющегося за своим хвостом, спросил: — Что ты так гоняешься за хвостом? — Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня, я узнал, что лучшее для собаки — это счастье, и что счастье в моем хвосте, поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой. — Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье в моём хвосте, но я заметил, что куда бы я ни шел, что бы ни делал, он следует за мной, мне не нужно за ним гоняться.
Способность радоваться жизни рождается, когда человеку удается воспитать в себе определенную установку, особый взгляд на мир, при котором он — это прежде всего проявление радости творца, субстанция, которой он заполнил весь мир. Особенно остро глубинную радость можно почувствовать, созерцая произведения подлинного искусства, общаясь с природой. Мир — это результат творчества, произошедшего от избытка, от полноты, от переполнения. Радость же всегда связана с полнотой. Творец излил свою радость, создавая мир, задача же человека — соприкоснуться не только с вещами этого мира, но и с его энергией, суть которой есть радость. Первое условие для этого — принятие мира с благодарностью. Это касается не только каких-то благоприятных тенденций жизни, но и ее страданий, ударов судьбы, возникающих проблем. В конечном счете, все они представляют собой лекарства, которые лечат нас от собственной глупости, сворачивают нас с ошибочного пути, с неправильного направления. Для этого нам и посылаются страдания: проглотив их как лекарство, мы имеем шанс одуматься, остановиться, вступить на истинный путь, на путь радости.
Практика: 1. Учитесь извлекать радость из нейтральных и отрицательных событий своей жизни. Можно радоваться не только солнечному дню, но грозе и ливню. Можно радоваться просто тому, что ты есть. Настраивая себя на способность радоваться жизни во всех ее проявлениях, вы сливаетесь с собственной судьбой. 2. В глубине вещей всегда присутствует радость. Задавайте себе такой взгляд на мир, при котором все вещи представляются наполненными радостью. Искусство пробуждения, удерживания и приумножения радости в своей жизни - великое искусство, которому нужно сознательно учиться. С.Ключников Источник материала
Если статья была важной, полезной или интересной - поставьте ей оценку! Нужно нажать на одну из пяти звёздочек!
"Carpe diem" — латинское выражение, означающее «наслаждайся моментом» или «будь счастлив в эту секунду», часто переводится как «лови момент». Это крылатое выражение является призывом Горация, жить каждый день с удовольствием, ища положительные эмоции во всём и не откладывать полнокровную жизнь на неопределённое, неизвестное будущее.