ПУТЬ К САМОПОЗНАНИЮ Говоря о познании себя как средстве разрешения проблем современного человека, мы оказываемся перед необходимостью объяснить, почему он в настоящее время этим средством не пользуется. Почему человек не познает себя? Потому, что считает себя своей личностью, – считает, что он исчерпывается своей личностью. Он считает себя физическим телом, наделенным разумом и чувствами.
Если человек думает, что представляет собой физическое тело с заключенными в нем где-то и как-то умом и эмоциями, – либо верит, что обладает также душой или неким духовным началом, о форме и содержании которого ничего не известно, – то внимание его почти без остатка сосредотачивается на этом физическом организме с его интеллектуальными, эмоциональными и прочими атрибутами. Полагая, что это и есть он сам, он тратит всю свою жизнь на то, чтобы сделать ее как можно более приятной (в смысле получения наслаждения и избавления от боли), – приятной для того, что, как ему представляется, есть он сам.
Единственный мир, который знает современный человек, – это внешний мир, данный ему в ощущениях. Другими словами, вся его жизнь основана на ощущении, и все, за что он борется и на что надеется на пути удовлетворения честолюбия или достижения счастья, приходит к нему через ощущения. Даже те, кто верит в существование души и загробную жизнь, разделяют в действительности ту же точку зрения. Они думают, что верят в человека как духовное существо, но на самом деле ведут себя так же, как и все остальные, то есть представляют себе человека как физическое тело с умом, эмоциями и ощущениями, которые служат ключом к поведению, то есть достижению наслаждения в его различных формах и избеганию боли, дискомфорта и т.п., насколько позволяют условия, среда и т.п.
Назвав это триединство физического тела, ума и эмоций личностью, мы можем сказать, что сегодняшний человек полагает, будто личность – это все, что в нем есть на самом деле (не считая чисто гипотетической души). Вся его жизнь направлена на то, чтобы любыми доступными средствами сделать эту личность более счастливой, довольной и т.д. Однако трезво мыслящие люди должны понимать, что достижение этой цели может быть лишь мимолетным и недолговечным.
Короче говоря, хотя человек делает достижение удовольствия и счастья целью своей жизни, он не в состоянии достичь их, так что результатом его усилий оказывается нечто противоположное. Жить подлинно счастливой жизнью совершенно выше его сил. Он чувствует, что должен быть некий способ достижения счастья, и поэтому постоянно ищет средства для этого. Иногда он думает, что желанного счастья можно достичь с помощью денег, власти, удовлетворенного честолюбия и т.п.; иногда он ищет его в работе на благо человечества, в социальной или политической сфере, или же в более изящном обличье литературы, искусства, музыки; или же погружаясь в научную работу, философию или религию. Но если он при этом полагает, что его "я" – некая реальность внутри него, и что удовлетворение ее посредством ощущений – единственный критерий счастливой жизни, то неважно, в каком направлении он будет двигаться. Его всегда и во всем будет ожидать разочарование.
Почему? Потому что человек в поисках счастья посредством удовлетворения своего "я" находится на совершенно ложном пути. Ему следует искать нечто за пределами "я", нечто недосягаемое для его физического взгляда и непосредственного восприятия органами чувств. То "я", которое мы знаем, и которым довольствуемся, – это лишь самый грубый и явный аспект искомой сущности. Более тонкую ее часть образует то, что мы называем истинным Я, скрытым от нас за деятельностью привычного нам "я".
Важно различать это глубинное Я и то, что мы называем душой или духом. Термины "душа" и "дух", как их обычно понимают, в данном случае неприменимы, поскольку глубинному Я не нужно ожидать смерти и загробной жизни, чтобы проявить себя; оно может проявляться здесь и сейчас, в любое время, и так долго, как позволяют условия.
Однако эти условия могут возникнуть лишь тогда, когда мы знаем о существовании глубинного Я, и когда мы обнаружили, что наше привычное "я" служит камнем преткновения на пути проявления его в повседневной жизни. Короче говоря, у человека не одно, а два "я". Более фундаментальное, подлинное Я – нечто иное, нежели известное нам привычное "я", и оно не проявляется до тех пор, пока мы считаем последнее своим единственным "я". Пока мы думаем так, наше глубинное Я не может обнаружить себя и не может руководить нашей жизнью.
В этом и состоит смысл призыва, выбитого над порталом древнегреческого храма в Дельфах: "Познай себя". Пока человек не знает, что он представляет собой на самом деле – личность, состоящую из физического тела, ума и эмоций, осью которой служит глубинное Я, истинный центр ее существования, – он продолжает блуждать в потемках и попусту растрачивать свою жизнь.